Древнеримские и византийские руины и мозаика в Циппори (Израиль)
Национальный парк Циппори
Первое упоминание о Ципори появляется в период правления царя династии Хасмонеев Александра Яная (103 — 76 г.г. до н.э.), но некоторые сохранившиеся остатки строений периода Первого Храма дают основание считать, что поселение было основано значительно раньше. В соответствии с принятой периодизацией, его рождение можно отнести ко временам Объединённого и Разделённого царств (железный век II А, II B, II С: 1000 — 925 г.г.; 925 — 720 г.г.; 720 — 586 г.г. до н.э.). Позднее, в 63 году до н.э., Палестина была завоёвана римской армией под предводительством Помпея (Pompeius Magnus — 106 — 48 г.г. до н.э.), а в 55 году до н.э. римский наместник в Сирии, проконсул Авл Габиний (Aulus Gаbinius), провозгласил Ципори столицей Нижней Галилеи.
Этот высокий ранг город получил, естественно, не случайно. Ципори, расположенный на удобной возвышенности, находился в самом центре транспортной развязки путей, ведущих из порта Акко в Тверию, и в центре знаменитого морского пути (Via Marris), связывавшего страны Плодородного Полумесяца от Египта на Юге, до Сирии и Месопотамии на Севере. Определяющим фактором явилось, также, наличие плодородных земель, пригодных для сельского хозяйства.
источники воды, имеющейся здесь в изобилии, благоприятствовали выращиванию урожаев и позволяли городу выдерживать, в случае необходимости, длительные осады.
«Красивейшим городом всей галилейской страны» предстаёт Ципори в книге «Иудейские древности» выдающегося иудейского историка Иосифа Флавия (около 38 г. — после 100 г. н.э.).
Но это происходило несколько позже, а раньше, вслед за смертью царя Ирода I Великого (4 год до н.э.), по всей стране прокатилась волна восстаний, к которым присоединились и жители Ципори. Римские войска жестоко их подавили, сожгли значительную часть города, отправили большинство его жителей в рабство, и, желая стереть из памяти его название, переименовали город в Сепфорис.
Однако, в таком состоянии город пробыл недолго. Вскоре, сын Ирода I Великого, Ирод Антипа, получив провинцию (тетрархию) в наследство, отстраивает город заново, предоставляет ему автономию и возвращает прежнее название.
Во время Иудейской войны, евреи Ципори вспомнили предыдущий урок, данный им римлянами, и не присоединились к восставшим. Иосиф Флавий пишет, что, заботясь о собственном спасении и хорошо осознавая силу римлян, они предложили Веспасиану (Flavius Vespasianus — 9 — 79 г.г. н.э., римский император с 69 по 79 г.г.) помощь в войне с собственными соотечественниками. Веспасиан, считая, что потеря Ципори невыгодна для него, дал им для защиты конные и пешие силы. Как и предполагалось, римляне одержали верх и вся Галилея перешла под их власть.
Город разросся, появились большие улицы, богатые дома, рынки, общественные строения. Ципори и его окрестности были густо заселены евреями. Всё свидетельствовало о его процветании.
После подавления восстания Бар-Кохбы (132 — 135 г.г.), римляне стали называть Ципори Диокесарией. Именно такую надпись мы можем увидеть на римских монетах того времени: «Святая Диокесария — самостоятельный город — убежище». Однако, и это название не прижилось и вскоре вновь вернулось прежнее.
Византийский период привёл в город христиан, что повлекло за собой уход иудеев. С V века они покидают эту местность, чтобы возвратиться сюда с арабами, уже в VII веке. С этого времени, до прихода крестоносцев, в городе не происходит каких-либо изменений.
Крестоносцы по достоинству оценили стратегическое значение города и построили здесь крепость, которая стала важным звеном в линии оборонных сооружений Галилеи. Она являлась для рыцарей прекрасной базой, центром их действий, вплоть до неумолимо приближавшегося захвата страны мамелюкским султаном Саллах ад-Дином (Юсуф ибн-Айюб — 1138 — 1193 г.г.).
Христианская традиция считает, что дом родителей Девы Марии, Анны и Иоахима, находился в Ципори. Некоторые христианские теологи полагают, что в Циппори неоднократно бывал Иисус, живший поблизости в Назарете. Он был близок к некоторым актёрам Римского театра, и, как результат, в Евангелиях встречаются отдельные речевые обороты, характерные для языка актёров (http://www.israel-gid.org/705/)
Нажмите фото для увеличения!
В центре - общий вид Циппори. Слева и справа - район жилых домов древнего поселения. Большинство его строений относится к римскому периоду и только часть — к греческому. При проведении раскопок в этом районе обнажилась улица шириной в 2.20 м., облицованная каменными плитками. Жилые дома включали в себя спальные комнаты, склады, дворы и лестничные пролёты, указывающие на наличие определённого количества этажей
Раскопки древнего поселения
На этом и 5 нижних рядах фотографий представлена основная достопримечательность Циппори - хорошо сохранившаяся мозаика "Дома Праздника Нила". Полы Дома полностью покрыты мозаиками. Часть из них украшены геометрическими рисунками, а часть декоративными полотнами (кентавр, пара охотников, амазонки). На полу комнат находится удивительная мозаика, изображающая праздник разлива Нила в Египте (читайте пояснения на стендах)
Амфитеатр в Циппори, построенный в конце I или в начале II вв.н.э. и использовавшийся в качестве театра до византийского периода.
Система параллельных улиц римского периода. Строительство римского квартала относится к концу I-ого, началу II-ого веков н.э. Он существовал до конца византийского периода. Главная улица, шириной в 14 м., называвшаяся в римских городах «Кардо», была вымощена огромными плитами, с тротуарами выложенными мозаиками.
На двух нижних рядах фотографий представлена реконструкция и мозаика «Виллы Диониса», относящаяся, по-видимому, к началу III века н.э. Основной достопримечательностью «Виллы Диониса» является мозаичный пол, изображения на котором посвящены Дионису — богу растительности, покровителю виноградарства и виноделия.
Раздел "Фотогалерея"
© А.В. Колтыпин, 2011
Я, автор этих фотографий А.В. Колтыпин, разрешаю использовать их для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии ссылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com