Н. Саклинг. Встречи с единорогом - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

Н. Саклинг. Встречи с единорогом

Исчезнувшие животные

      Наджел Саклинг

К сожалению, не существует ни одного солидного труда, который претендовал бы на близкое, личное и непосредственное знакомство с единорогами. Тем не менее, имеется множество ссылок на рассказы о встречах с ними, причем зачастую вполне правдоподобных, каждая из которых обостряет наш неподдельный интерес к этим таинственным животным.


Единороги в трудах античных авторов


Существуют разрозненные свидетельства о встречах с единорогами с античного времени до средних веков. Юлий Цезарь, например, описывая свое завоевание Галлии, сообщает о странных существах, обитающих в дебрях Герцинианского леса в Германии, среди которых бык с телом оленя, в середине лба у него, между ушами, растет один рог, длиннее и прямее любого из до сих пор известных.

Самое раннее упоминание единорога в западной литературе принадлежит Ктесию Книдскому, который в 416 году до н.э. отправился в Персию, чтобы служить там придворным врачом, сначала при Дарии Втором, а затем при Атаксерксе. Выйдя невредимым из дворцовых интриг, он лет семнадцать спустя вернулся в Грецию и, уйдя на покой, в довольстве жил на Пелопоннесе, составляя записки обо всем, что он слышал и видел. Главным образом он писал о Персии, но, кроме того, составил описание Индии на основании сведений, почерпнутых им из рассказов послов, купцов и прочих путешественников, которых он почитал надежными источниками информации.
Туда было включено описание существа размером с лошадь, которое он - и независимо от него многие другие - называли индийским диким ослом:
«У них белое тело, коричневая голова и синие глаза. На голове у них рог длиной около локтя. Порошок, полученный из этого рога, используют в качестве средства против смертоносных зелий. Основание этого рога, примерно на две ладони ото лба, чисто-белое, верх заострен и окрашен ярким кармазином, остальная же часть, средняя, часть черна. Те, кто пьют из этих рогов, переделанных в сосуды для питья, по слухам не подвержены конвульсиям и эпилепсии. Более того, они становятся устойчивы даже к ядам, если до или после принятия таковых выпьют вина, воды или чего-либо другого из таких бокалов. Животные сии чрезвычайно скоры и сильны, так что ни одно существо, будь то конь или кто иной, не справится с ними».

Если не считать окраску, Ктесий описывает животное, до боли напоминающее единорога, каким он будет изображаться на европейских гобеленах добрых два тысячелетия спустя. По сути дела, на некоторых из этих гобеленов показаны животные с разнообразным, иногда пестрым окрасом. Наиболее бросающимся в глаза несоответствием является окраска рога. Высказывались предположения, что Ктесий примешал к услышанному им рассказу описание раскрашенных кубков из рога единорога, виденных им в Персии. Это вполне возможно, но может быть и так, что в Индии такой окрас принадлежал одной из естественных разновидностей животного.

Аристотель и Геродот также вскользь упоминали об однорогом диком осле - таким тоном, будто вера в его существование была на Востоке обычным явлением. Следующее существенное описание единорога было оставлено другим греком, Мегасфеном, век спустя после Ктесия. Мегасфен был высокопоставленным чиновником, направленным в Индию в качестве посла от Селевка I, одного из преемников Александра Великого. По возвращении он составил четырехтомное описание Индии, представлявшее собою самое объемное собрание сведений об этой стране из всех, известных на Западе. Сам он единорога не видел, но привел его описание, слышанное им от неких браминов. По рассказам браминов, картозоон, как они, как они его называли, был размером с коня, бледно-бурого цвета, с гривой. Рог его черен, завит спиралью, растет между глаз и очень остр и могуч. Животное настроено дружелюбно к другим существам, но враждебно к представителям своего собственного вида, за исключением брачного периода, ибо любит одиночество. Взрослые животные слишком свирепы, чтобы их можно было поймать, но молодняк иногда выставляют на празднествах.
Картозоона встречал лицом к лицу Аполлоний Тианский, знаменитый мистик-пифагореец, почерпнувший много мудрости у индийских йогов. Его биограф Филострат писал, что он видел нескольких пойманных единорогов близ реки Гидасп, или Беас, - у пределов вторжения Александра в эту страну. Он также слышал, что индийские владыки имели у себя чаши, сделанные из рога, растущего на лбу этих существ, и веровали, что пьющий из них не подвержен в этот день яду или заразе.
Примерно в это же время, в I веке н.э., великий энциклопедист римлянин Клавдий Элиан написал знаменитый трактат по естествознанию «De Animalium Natura», в котором он собрал все греческие сведения о единороге. В этом трактате, в частности, повествуется о боевых повадках единорогов, которые применяют в драке зубы и копыта наряду с рогом. Причем, животное обороняется так яростно, что в Индии выражение «охотиться на единорога» означает то же, что «достичь невозможного». Кроме того, Элиан сообщал о таранной, или бедренной, кости животного. В древние времена такие кости широко применялись в качестве амулетов и игральных костей, а в случае единорога ценились почти столь же высоко, как и рог.

Единорог в Библии – реально существующее животное или ошибка перевода?

Единорог был первым из животных, поименованных Адамом в саду Эдема

Подобные письменные и устные описания послужили в давние времена источником распространения легенды о единороге по всей Европе. Но все же это были всего лишь рассказы путешественников об экзотическом существе из дальних стран. Вполне вероятно, что единорога долго бы не замечали, если бы он не упоминался в Библии и не цитировался так часто в учениях Церкви.
В русском переводе Библии ссылки на единорога встречаются в книгах Чисел 23:22, Иова 39:9-12 и в Псалмах 21:22, 28:6 и 91:11
. Они восходят к Септуагинте, переводу Библии, сделанному в III веке до н.э., когда египетский царь Птоломей II призвал семьдесят двух еврейских мудрецов, чтобы за столько же дней они составили греческий вариант Ветхого Завета. Все это время он держал их в заключении на острове Фарос близ Александрии.
Семьдесят два еврейских мудреца перевели древнееврейское слово «ре'ем» как моноцерос, единорог по-гречески. Современные ученые считают, что такой выбор слова был ошибочным. Переводчики не знали, что такое «ре'ем», поэтому бросились перебирать, какое из известных им существ ближе всего подходит под библейское описание: могучее, враждебное львам, быстроногое, рогатое и неукротимое. Единорог соответствовал описанию и был, насколько им известно, реально существующим  животным.
Мы знаем теперь, что «ре'ем» был биологическим видом гигантского дикого быка; судя по ископаемым останкам, он был около пяти метров в длину и более трех метров в высоту. Он был также известен как зубр, или Bos Primogentius, и считается вымершим около 1 200 лет до того, как началась работа над Септуагинтой.
По мере распространения христианства на Западе распространялось и знание об единороге, и скоро в нем увидели символ Христа и стали использовать как таковой. Впрочем, Библия мало сообщала о природе, внешнем виде и повадках единорога. О них судили из других источников, большею частью из «Physiologus Graecus». Эта книга послужила образцом для многих других средневековых бестиариев и одно время ходила в не меньшем числе экземпляров, чем Библия.

    Единорог и юные девы.
Описание единорога в «Physiologus Graecus»

«Царицей мне богатой дан
Зверь гордый, благородный в дар.
Рубин во лбу его, и он
Лишь девам юным подчинен.
В тех и всех прочих землях стало
Единорогов очень мало.
Поймать же сможете лишь тех вы,
Кто сам пленится чистой девой.
От ужаса, что рог тот сеет,
Женой рожденный каменеет.»
         Пфаффен Лампрехт (XII в.). «Песнь Александра»

   «Поймали мы единорога –
Сей зверь дев юных обожает
И на груди их засыпает –
И из его достали рога
Мужской карбункл, дивный камень,
Лучивший ярко-белый пламень.»
           Вольфрам фон Эшенбах (XII-XIII вв.). «Парсифаль»

Истоки «Physiologus Graecus» темны. В разные времена авторство ей приписывали то Соломону, то Аристотелю, Св. Иоанну Злотоусту, Св. Амвросию, Св. Василию Великому, бывшему в IV веке архиепископом Кесарийским. Скорее всего, однако, бестиарий был составлен несколькими разными авторами в III веке в Александрии и затем подвергался добавлениям всюду, куда бы ни проникал. До нас дошли списки на всех главных языках Среднего Востока и Европы, включая исландский.
Эта книга - энциклопедия всех имевшихся знаний о реальных и сказочных животных. Она была буквально пронизана христианскими комментариями на всех животных с интерпретациями уроков, которые необходимо извлечь из каждого из них. В более поздних вариантах комментарии были опущены, и в этом упрощенном виде книга предстала бестиарием как таковым. Каждая статья начиналась словами: «Физиологус (то есть натуралист, или естествоиспытатель) говорит…», что создавало основания для всеобщей веры в одного автора.
Подробности описания единорогов разнятся в разных изданиях «Physiologus Graecus», но вот один типичный пример:
«Существует животное под названием единорог, в высшей степени благородное, но охотники не могут его изловить, потому что он очень силен. Размером он с козла и имеет один острый рог посредине лба. Охотники, чтобы его поймать, пользуются следующей уловкой: приводят юную девственницу, чистую и непорочную, и сажают ее под деревом. Когда животное видит ее, оно бросается ей в колени, кладет голову ей на грудь и впадает в дрему. Тогда девица тихонько простирает руку и хватает его за рог, и таким манером она и охотник ведут его во дворец короля. Так и Господь Христос наш воздвиг для нас рог спасения в Иерусалиме, в доме раба своего Давида, молитвами Матери Божией, Пречистой Девы, целомудренной, милосердной, непорочной, не оскверненной».
Откуда брали свои сведения авторы «Physiologus Graecus» - остается только гадать, ибо Александрия в те времена была поистине тиглем, в котором варились самые различные культуры.


Единороги в горах Гарца


Особый интерес единорог всегда вызывал у германоязычных народов. В средние века грациозные изображения этих животных, которых они называли айнгорнами, наводняли их церкви и дворцы. Горный массив Гарц в Центральной Германии издревле считался местом обитания единорогов, и даже по сей день там сохранилась пещера под названием Айнхорнхоле. Вот как она получила это название.

Давным-давно, когда Германия была по большей части покрыта темными, непроходимыми лесами, жила в пещере Штайнгротте близ Шарцфельда мудрая старая женщина. Со всей гарцской округи стекались к ней люди, ища наставления и исцеления. Это сильно раздражало христианских миссионеров, и они объявили ее ведьмой. Благодаря своему влиянию на короля франков, которого они обратили в христианство, им удалось добиться, чтобы он послал солдат арестовать ее, и с ними монаха. Когда те, выбиваясь из сил, взбирались на гору, женщина вышла из своей пещеры и поглядела на них с таким презрением, что они на мгновение растерялись. Но потом сказали один другому: «Это всего-навсего старуха, что может она нам сделать?». И они продолжили подъем по крутому склону, но скоро вновь остановились в нерешительности: из леса навстречу им вышел единорог с сияющем в лесном сумраке рогом. Животное поднялось по склону к мудрой женщине и склонило пред нею колени. Она взобралась ему на спину и удалилась.
Монах и солдаты бросились вслед, но солдаты скоро отстали, проклиная тяжесть своих доспехов и вооружения. Монах же сумел догнать ее, но только хотел схватить, как она воздела руки, сделала в воздухе какой-то знак, и монах исчез. Когда подоспели солдаты, они обнаружили на том месте глубокую яму, на дне которой лежал разбившийся насмерть монах. Там они его и похоронили, а пещеру назвали тем именем, которое она носит и поныне.
Спустя несколько веков, в 1663 году, был обнаружен большой скелет единорога, что произвело большой фурор, доходящий даже до истерии. Скелет нашли среди груды других ископаемых останков в известняковой пещере близ Кведлинбурга, чуть севернее массива Гарц. К месту открытия стали стекаться толпы народа; в первоначальной неразберихе относительно того, кому принадлежит пещера, многие запасались сувенирами. Последовало бурное судебное разбирательство, и владелицей была признана аббатиса Кведлинбурга. Но, даже несмотря на ее надзор, во время раскопок скелет был поврежден и извлечен на поверхность в печальном виде - груда разломанных костей. Научное исследование было поручено знаменитому ученому Отто Герике, прославленному своим экспериментом с Магдебурскими полушариями (1654)*.
Не стоит сильно удивляться, что на современных ему рисунках полученный в результате его реконструкции скелет представляет собой очень странную картину. На нем отсутствует половина позвоночника и вся задняя часть. Но самое интересное - череп чудесным образом сохранился невредимым, и на нем крепко сидящий, прямой, конусообразный рог двух с лишним метров длиной.
Кведлинбург расположен среди древних Герцинианских лесов, так что эти кости долгое время были известны как Герцинианский ископаемый единорог. И не надо было быть таким уж большим фантазером, чтобы предположить, что наконец-то было найдено доказательство существование цезарева быка с телом оленя и с одним рогом. Однако пропорции черепа и костей указывают на то, что это животное должно было быть примерно такого же размера, что и библейский «ре'ем».
Спустя столетие еще один скелет обнаружили в Айнхорнхоле близ Шарцфельда; и тот, и другой были изучены философом и естествоиспытателем Лейбницем. Он заявил, что эти кости заставили его решительно поверить в единорога, в существовании которого он до тех пор сомневался.

    И до сего дня этот регион связывают с единорогом. В декабре 1991 года в интервью журналу «Ди Ганце Вох» знаменитый австрийский естествоиспытатель Антал Фестетикс, внештатный профессор Геттингенского университета, сделал ошеломляющее заявление. Он снимал документальный фильм о природе горного массива Гарц и однажды, выехав верхом с видеокамерой в окрестности Айнхорнхоле, вдруг увидел, как навстречу ему скачет галопом единорог. «От него исходило свечение. Моя лошадь попятилась и чуть не сбросила меня. Затем, с такой же быстротой, как и появился, он исчез».

Вопрос о том, насколько серьезным было это заявление, остается открытым. Фестетикс не клялся своей репутацией, подтверждая сказанное, но и не сознался пока, что допустил поэтическую вольность. Какова бы ни была правда, в наши дни трудно представить себе место более вероятной встречи с единорогом, чем эти места. Над лесом господствует гора Брокен, ее в средние века связывали с шабашем ведьм, который представляется отзвуком более древнего культа богини Луны, чьим порождением является единорог.
К тому же регион входил в пресловутую границу между Западной и Восточной Германией. На протяжении сорока с лишним лет после Второй мировой войны по нему проходила широкая полоса ничейной земли, полностью предоставленной самой себе. И именно эта местность была предметом внимания Фестетикса при съемках его документального фильма. Это один из последних в Европе уголков настоящей дикой природы, кусочек дремучего заколдованного леса германского фольклора и эпоса, одно из последних убежищ для такого существа, как единорог, не способного выносить близкое соседство с человеком.

Рог единорога, или аликорн, составлял его славу, и он же послужил его падению. С самых древних времен считалось, что этот рог полезен против многих болезней и намного превосходит по своему целебному воздействию рога любых других животных, даже прославленный рог носорога. Доктор Конрад Геснер из Цюриха (XVIв.), резюмировавший накопленную за века мудрость, писал, что неподдельный аликорн хорош против всех ядов. Всякий отравившийся ядом и даже уже раздувшийся от его действия восстанавливает здоровье немедленно после принятия малой толики единорожьего рога.
Говорили, что в присутствии яда аликорн запотевает и меняет цвет. Если кусочек рога опустить в яд, или яд налить в рог, то аликорн вспенит и нейтрализует отраву или, по крайней мере, снизит ее силу. Наилучший способ уберечься от ядов – пить из аликорнового сосуда, и великолепные их экземпляры сохранились до наших дней. Говорили, что такие сосуды также способствуют счастливой, здоровой и долгой жизни их владельцев.
В основе этого верования лежал древний рассказ о том, что единорог очищал своим рогом источники, чтобы другие животные могли пить. Именно поэтому он так высоко ценился среди владык и ученых прошлого, прочитавших об этом его свойстве в неведомых фолиантах. Для большинства же аликорн был настолько редок, что его могло бы с тем же успехом просто не существовать на свете.

Еще реже, чем настоящий рог единорога, встречается таинственный рубин, называемый также карбунклом, который, по слухам, находился в основании рога. Некоторые древние и средневековые авторы указывали на него как на источник силы самого рога. Поскольку этот рубин находили не у всех единорогов, предполагали, что он представлял собой квинтэссенцию вещества рога и, вероятно, образовывался только у очень старых и мудрых единорогов путем кристаллизации крови.

Альберт Мангус, алхимик и один из наиболее влиятельных мыслителей средневековья, считал мужской карбункл царем среди драгоценных камней, способным нейтрализовать яды, предохранять от чумы, разгонять меланхолию, недобрые мысли и ночные кошмары. Хороший камень светится так, что виден сквозь одежду.

Продолжение на следующей странице


Читайте мою работу "Снежный человек Йети, Несси, "Нечистый" - пережившие свой век представители допотопного "человечества", "Камни Ики - послания из подземного поселения Тулан-Чимосток 17 миллионлетней давности" и главу "Тямингилы, тимитимингилы и макары – морские чудовища, исчезнувшие в неогене" в работе "История человечества началась десятки миллионов лет назад...", а также работы С. Головина "Динозавры жили рядом с первобытными людьми (сведения о динозаврах из Библии)" и А.Комогорцева "Проклятые коллекции или никому не нужные свидетельства того, что динозавры были современниками людей"
Читайте и смотрите фотографии неизвестных животных в разделах "Изображения василиска, грифона, вавилонского дракона и других неизвестных животных" и "Изображения неизвестных животных, используемых в качестве лошади" и "Исчезнувшие обитатели Земли в скульптуре и живописи Таиланда и Камбоджи"

Назад к содержимому