Майя-колдовство и Махамайя
Не ясно, правильно ли рассматривать майю-колдовство и Махамайю, как связанные явления. Можно предположить, что сама концепция Махамайи является рационализаторской попыткой объяснить описание иллюзорных чудес, либо, напротив, наличие такой идеи порождает веру в существ, свободно меняющих мир, так как он не реален. Однако если рассматривать идеи майи-колдовства и мировой иллюзии не исторически, но как онтологическую данность, иллюзорное устройство мира прекрасно объясняет сочетание реальных и нереальных аспектов майи-колдовства. Дар майи заключается в способности к преобразованию иллюзорной реальности, к изменению отдельных аспектов мировой иллюзии. Преобразования эти столь же нереальны, как и весь мир явлений.
С точки зрения адвайтистского видения мира, каждое сознающее существо является проявлением вселенского сознания Брахмана, а осознание своего тождества с Брахманом – путь освобождения от череды перерождений. Можно предположить, что боги и демоны в большей степени, чем человек осознают и ощущают свое единство с Брахманом и поэтому способны оказывать влияние на его иллюзорную игру: в момент создания иллюзии божество действует не как существо этого мира, но как Абсолют, воплощенный в этом существе.
Феномен шакти
Пересечение концепций майи-колдовства и Махамайи дает возможность рассмотреть в контексте иллюзий богов и демонов феномен шакти. Понятие шакти в индийской традиции можно рассматривать как многозначное: шакти – это женский аспект того или иного божества, его супруга, его творческая сила, материальный и, соответственно, иллюзорный аспект (хотя встречается и описание шакти, как духовной основы любого бытия). Однако эти значения необязательно разводить, как результат омонимии – шакти является одновременно всем перечисленным. Шакти непосредственно отождествляется с Махамайей, когда речь идет о шакти Шивы: Парвати (Ума, Кали) воплощает материальное начало мира, без которого дух-Шива не способен ни творить, ни разрушать.
Согласно Шива-пуране, верховное божество делится своей шакти-силой с другими богами, творя для них жен, тем самым, передавая им творческую силу [11, 212] – здесь не только проявляется связь майи и шакти, но и подчеркивается, что боги причастны к единому источнику силы иллюзий – внешнему по отношению к ним самим.
Сканда-пурана содержит описание иной ситуации: дэвы терпят поражение в битве с асурами и, когда последние захватывают обитель богов, женщины (шакти богов) переходят на сторону асуров, делая их более могущественными. Когда же в битве со Скандой асура Тарака теряет свою шакти, он теряет часть своей силы [12, 276].
Иногда шакти выступает как воплощение иллюзорной силы – Шива-пурана описывает, как богиня Парвати создает двух шакти на помощь Ганеше в битве с богами – и те, одновременно и сражаются, как обычные иллюзорные образы, и приумножают могущество Ганеши [11, 778].
Источники майи
Из вышеуказанного можно сделать два вывода. Во-первых, источником иллюзорной силы может быть некоторая альтернативная личность, присущая божеству, но несводимая к нему – что до некоторой степени напоминает принцип дубля в современной мистике: средоточие способностей влияния на окружающий мир в альтернативном теле.
Во-вторых, шакти может являться не источником майи, но источником отличий майи дэвов от майи иных существ, делающим ее сильнее: несмотря на очевидную связь шакти и майи, асуры (за исключением указанного эпизода) не имеют шакти – по крайней мере, нет упоминаний об этом. Тем более, ей не обладают ракшасы, якши, апсары и прочие.
Как противостоять майе?
Главным отличием мифологической и философской майи, тем не менее, остается возможность противостояния ей. С точки зрения адвайта-веданты, иллюзорная змея не причинит вред тому, кто полностью осознает ее нереальность, кто знает, что перед ним на самом деле веревка. Применительно к мировой иллюзии ограничением такого осознания является несовершенство состояния сознания большинства людей, но это несовершенство преодолимо. Однако дэвы и асуры, судя по всему, должны обладать куда более совершенным сознанием и, если бы адвайтисты были правы, боги и демоны противостояли бы иллюзиям друг друга, просто не веря в них. Однако они этого не делают. Возможно, силы богов и демонов укрепляют иллюзии, то ли придавая им некоторую бытийственность, то ли ослабляя способности других существ к критическому мышлению.
Сущность майи остается сокрытой от человека
Таким образом, сверхрациональный подход способен дать удобное и внутренне непротиворечивое объяснение, что, однако, не гарантирует его истинность. Сущность майи остается сокрытой от человека, которому никогда и не была доступна. Даже при допущении описания в древнеиндийских текстах действительных существ и явлений, мы, вероятно, не вынесем из учения о майе, как волшебной силе, практического знания о ее применении. Однако если предположить, что дэвы, асуры, ракшасы, апсары – реальные существа (может, не биологические виды, а действительные боги и демоны), и могут до сих пор существовать рядом с нами – нам полезно знать, чего от них ожидать.
Но если мы говорим о людском вымысле, этот вымысел помогает нам обратить внимание на близость иллюзорного и реального – подобный подход может быть конструктивен в понимании природы и, тем более, человека и общества нашего времени.
Литература
1. Битва богов и демонов. Сканда пурана (Кн. 1 «Махешвара Кханда», разд. 2 «Кумарика Кханда», гл. 14-21) / пер. с санскрита О. Ерченков. М.: Амрита-Русь, 2008. 160 с.
2. Махабхарата. Книга первая. Адипарва / пер. с санскрита и комментарий В.И. Кальянова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 738 с.
3. Махабхарата. Книга третья. Араньякапарва / пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 799 с.
4. Махабхарата. Книга пятая. Удьйогапарва / пер. с санскрита и комментарий В.И. Кальянова. Ленинград: Изд-во «Наука», 1976. 593 с.
5. Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва / пер. с санскрита и комментарий В.И. Кальянова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1993. 648 с.
6. Невелева, С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса (пантеон) / под ред. В.И. Кальянова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. 118 с.
7. Рамаяна. Книга третья. Араньяканда / пер., статья, примечания П.А. Гринцер. М.: Научно-исследовательский центр «Ладомир», «Наука», 2014. 400 с.
8. Сахаров, П.Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. 136 с.
9. Braue, Donald A. Maya in Radhakrishnan's thought: Six meanings other than illusion. Delhi, Varanasi, Patna, Madras: Motilal Banarsidass, 1984. 184 p.
10. The Bhagavata-purana. Part V. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2003. p. 1887-2213
11. The Shiva-purana. Part I-II. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2002. 1068 p.
12. The Skanda-purana. Part II. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2003. 575 p.
13. The Varaha-purana. Part I. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 2003. 354 p.
Раздел "Природа волшебства и магии"
© А.Байков, 2017
Читайте мои работы "Силы-сиддхи и причины сверхчеловеческих способностей предшественников людей", "Джинны – исчезнувшие гиганты предыдущего мира", а также работы А. Давид-Неэль "Магия Тибета. Как оживлять предметы, вызывать двойников, создавать иллюзии, делаться невидимкой и т.д.", И.Добросоцкого "О происхождении и эволюции жизни", П.Олексенко "Телепортация: путешествие сквозь материю, пространство и время", А.Колтыпина и П.Олексенко "Звездные врата - не миф! Путешествия древних по Вселенной по дорогам сиддхов на конях гандхарвов и попытка их объяснения с научных позиций"