А. Комогорцев. Проклятые коллекции или никому не нужные свидетельства того, что динозавры были современниками людей - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

А. Комогорцев. Проклятые коллекции или никому не нужные свидетельства того, что динозавры были современниками людей

Работы других авторов на разные темы > А.Комогорцев
Поделиться

Есть категория работ, в которых
фигура змея рассматривается как
воспоминание о некогда существовавших
доисторических животных.
Эти работы уже потому ошибочны ,
что, как это установлено
совершенно точно, человек появился
на земном шаре уже после того,
как эти животные вымерли.

В. Я. Пропп
"Исторические корни волшебной сказки"


Если хочешь стать оптимистом и
понять жизнь, то перестань верить
тому, что говорят и пишут, а
наблюдай сам и вникай.

А. П. Чехов
Из записных книжек


В статье "Таинственная чудь. Кем были чудские металлурги?" было рассказано о памятниках культового литья, обнаруженных на территории Сибири и Приуралья. Изготовление этих предметов, относящихся к так называемому Пермскому звериному стилюздесь), приписывается литейщикам легендарного племени чудьздесь). Характерной особенностью этого стиля является изображение ящера. Подобные сюжеты встречаются также в памятниках Печорского и Обского (Западно-Сибирского) звериного стиля. Ящер представлен в виде существа с коротким плотным туловищем, короткими, обычно трехпалыми, ногами, тупой или треугольной головой, на которой имеются выросты наподобие рогов или бивней. Установлено также, что "среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом. Зверь этот <…> представлялся живущим на земле".
Обилие дошедших до нашего времени предметов прикладного искусства, содержащих изображение ящера, делает актуальным вопрос о контактах человека с неким видом (или видами) "реликтовых" существ, бытовавших в религиозных представлениях, фольклорных сюжетах и памятниках материальной культуры. Рассмотрим некоторые свидетельства, подтверждающие возможные контакты такого рода.

География "невозможного"

В 1879 году на стенах Большого каньона в долине р. Колорадо (США) молодой старатель Эдвард Л. Дохени обнаружил пиктографическое изображение животного, которое по ряду признаков соответствовало одному из наиболее узнаваемых представителей надсемейства карнозавров - тираннозавру (Tyrannosaurus). Эти животные достигали в длину 15 метров, а в высоту 6 и более метров. Массивный череп тираннозавра иногда превышал 1,5 метров, опорой тела служили хорошо развитые задние конечности и мощный хвост; передние конечности были редуцированы до коротких придатков. Это один из последних динозавров, обитавших на Земле, его остатки известны из отложений верхнего мела Северной Америки.
Открытие Дохени было подтверждено и задокументировано осенью 1924 года во время экспедиции, проводившейся под руководством Самуэля Хаббарда, хранителя отдела археологии Оклендского музея, и доктора Чарльза В. Гилмора, хранителя отдела палеонтологии позвоночных Национального музея США. Экспедицию финансировал Эдвард Дохени, ставший к тому времени не чуждым филантропии преуспевающим нефтяным магнатом. В официальном отчете экспедиции отмечалось: "Тот факт, что животное изображено стоящим вертикально и опирающимся на свой хвост, вероятно, указывает на то, что доисторический художник видел его живым"***.
Приблизительно в 15 футах (4,5 метра) от пиктограммы с предполагаемым изображением тираннозавра была обнаружена другая пиктограмма, изображающая похожее на слона животное, нападающее на человека. Помимо этого были обнаружены пиктографические рисунки "козлоподобных" животных, змей, а также существ, идентифицировать которые не представлялось возможным.
Пристальное внимание участников экспедиции привлек ряд символов, представляющих собой комбинированное изображение щита и копья. В отчете отмечалось, что подобное сочетание вызвало вполне определенные ассоциации с известной символикой бога войны Марса.
В числе прочих существенных трофеев экспедиции можно назвать хорошо сохранившиеся следы динозавра, обнаруженные в радиусе 100 миль от этого места.
Перенесемся теперь к знаменитым Воротам Солнца в Тиауанако. Американский исследователь Грэм Хэнкок в книге "Следы богов" пишет: "На третьей колонне справа (и на третьей слева, но не так четко) мне удалось разглядеть довольно отчетливое изображение головы слона с ушами, клыками и хоботом. Это явилось неожиданностью, поскольку в Новом Свете слоны не обитают. Однако обитали в доисторические времена, как я узнал позднее. Особенно много их было в южных Андах, до того, как они внезапно вымерли около 10 000 лет до н. э. Это были представители вида Cuvieronius, похожие на "слонов", изображенных на Вратах Солнца. <…> Среди сонма стилизованных фигур животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить и другие вымершие виды. Мне было известно, что исследователи уверенно идентифицировали один из них как токсодона, трехпалое млекопитающее, жившее в воде и на суше, длиной около 2,7 м и высотой в холке 1,5 м; внешне он выглядел как укороченный и коротконогий гибрид носорога и бегемота. Подобно виду Cuvieronius, токсодоны были весьма распространены в Южной Америке 1,6 млн. лет назад и вымерли около 12 000 лет назад. <…> Другими исчезнувшими видами, чьи изображения обнаружены, являются четвероногие животные Shelidoterium и Macrauchenia, которые несколько крупнее современной лошади, с трехпалой ногой (вспомним, что лошадь была завезена в Америку лишь после открытия материка Колумбом, вариант же американской лошади вымер 150-200 тыс. лет тому назад). <…> В каком-то смысле Тиауанако представляет собой нечто вроде альбома с изображениями вымерших животных, постарше додо, увековеченных в камне".
В том же ряду находится изображение так называемого "вавилонского дракона" на знаменитых Воротах богини Иштар в Вавилоне, возведенных в 575 году до н. э. по приказу Навуходоносора. В клинописных текстах это животное фигурирует как сирруш. Его имя происходит от аккадского слова, которое можно приблизительно перевести как "великолепный змей". Сирруш имеет рогатую змеиную голову и чешуйчатое тело змеи, львиные передние и орлиные задние ноги. Немецкий археолог Роберт Колдевей (1855-1925), обнаруживший ворота Иштар, был уверен в том, что сирруши реально существовали. Он утверждал, что по единообразию своей физиологической концепции сирруш значительно превосходит все остальные фантастические существа. Это, а также то, что сирруши были изображены рядом с реальными животными (львами и быками), по мнению Колдевея, доказывало, что вавилоняне были знакомы с этим существом. Он также полагал, что это животное может быть классифицировано как птиценогий динозавр. В качестве ближайшего родственника сирруша Колдевей называл игуанодона, обнаруженного в отложениях мелового периода в Бельгии.
К числу артефактов, изображающих представителей "доисторической" фауны, созданных в сравнительно недавнее время относится изображение динозавра, напоминающего стегозавра, представленное на одном из рельефных медальонов в Храме Та Пром (Ta Prohm, первоначальное название Rajavihara) - одном из самых больших и хорошо сохранившихся храмовых комплексов на территории Ангкора (Камбоджа).
Та Пром был построен в середине XII - начале XIII века Джаяварманом VII. Храм был посвящен его матери, которую Джаяварман VII отождествлял с Праджняпарамитой - "совершенной Мудростью", матерью "героев" и прародительницей всех существ. Он занимает площадь 180 акров и располагается в километре к востоку от Храмового комплекса Ангкор Тхом, на южном краю Восточного Барея, одного из самых больших рукотворных водоемов культуры Кхмеров. Известно, что первоначально Та Пром строился как буддийский монастырь и университет.

В книге К. Жака и М. Фримена "Древний Ангкор", изданной в 1999 году в Таиланде, на странице 143 приводится маленькое изображение этого медальона. Сопроводительный текст гласит: "На одном из небольших дисков, в углу между южной стеной портика и восточной стеной главного корпуса надвратной башни (гопуры), присутствует весьма убедительное изображение стегозавра".
В другой книге, принадлежащей перу тех же авторов "Ангкор - города и храмы", снабженной вступительной статьей директора ЮНЕСКО, фотографии динозавра отводится половина страницы. Текст на 213 странице гласит: "Животное, которое имеет поразительное сходство со стегозавром". Особенный вес этому заключению придает следующая характеристика авторов книги: "Клод Жак, действительный член Французской школы Дальнего Востока, жил в Камбодже в течение девяти лет, преподавал кхмерскую историю в Департаменте археологии Пномпеня. На протяжении предыдущих двадцати лет являлся руководителем научно-исследовательских работ в Практической школе высших исследований, преподавая историю Юго-Восточной Азии. В качестве эксперта по санскриту, кхмерской и чамской письменности принимал непосредственное участие в реставрационных проектах, проводившихся в Ангкоре. <…> Фотографии Майкла Фримена публиковались в таких ведущих журналах, как "GEO", "Sunday Times Magazine", "Smithsonian", "Lifе". На протяжении более десяти лет он занимался профессиональными съемками в Юго-Восточной Азии. Он был первым фотографом, который получил доступ к Ангкору после двух десятилетий геноцида и гражданской войны".
На медальоне представлено рельефное изображение массивного существа на коротких ногах с маленькой шеей. Благодаря характерным пластинам на спине это существо может быть идентифицировано как Stegosaurus из рода позднеюрских травоядных динозавров, существовавший, согласно официальной версии, 155-145 млн. лет назад…Однако, такие его особенности, как отсутствие шипов на хвосте и слишком большая для стегозавров голова могут говорить о том, что это какой-то другой неизвестный науке вид динозавров.
Перечисленные выше артефакты представляют огромную историческую ценность. Тем не менее спорадический характер этих находок не позволяет им "соревноваться" на равных с коллекцией Пермских древностей. По своему потенциальному значению с ней могут сравниться лишь несколько коллекций, собранных в ХХ веке на Американском континенте.

Неуместная коллекция Вальдемара Джулсруда


Начало первой коллекции было положено в июле 1944 года, когда в окрестностях холма Эль Торо мексиканский предприниматель немецкого происхождения Вальдемар Джулсруд, ранее уже принимавший участие в нескольких археологических экспедициях, обнаружил первые образцы неизвестной керамики. Общее количество собранных Джулсрудом предметов, в том числе благодаря участию местных крестьян, достигло 33,5 тысяч единиц. Основу коллекции составили многочисленные образцы керамики, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, маски, статуэтки, инструменты из обсидана и нефрита. Однако главную ценность коллекции составляли многочисленные скульптурные изображения существ, напоминающих динозавров, морских ящеров и прочих "ископаемых" животных.
Кандидат исторических наук А. Жуков, имевший возможность лично ознакомиться с образцами из коллекции Джулсруда, следующим образом описывает эти скульптуры: "Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: игуанодон, тираннозавр, плезиозавр. Имеется большое количество фигурок, изображающих динозавров подсемейства зауроподовых: это диплодок, брахиозавр, апатозавр. Останки этих гигантских ящеров, вес которых мог достигать 50 тонн, а рост превышал 10 метров, во множестве находили на юго-западе США и в Мексике. Но удивительно, что многие фигурки этих динозавров, представленные в коллекции Джулсруда, имеют на спине треугольные пластины. Они, как считалось, были характерны для другого вида - стегозавров. Зауроподы же, согласно бытовавшим до недавнего времени представлениям палеонтологов, таких пластин не имели. Лишь в начале 90-х было сделано открытие, заставившее по-новому взглянуть на этот вопрос.
Швейцарская палеонтологическая экспедиция обнаружила в американском штате Вайоминг останки детеныша диплодока вместе с окаменевшими и хорошо сохранившимися остатками шкуры. В скальной породе отпечатались следы острых шипов конической формы, идущих от конца хвоста вверх по спине. Самые крупные из них достигали высоты 20 сантиметров и напоминали спинной плавник акулы. Именно такой треугольной формы пластины имеются у зауроподов в коллекции Джулсруда. И этот факт лишний раз свидетельствует в пользу подлинности данного собрания".
Отсюда можно сделать принципиальный вывод о том, что создатели коллекции должны были обладать недюжинными познаниями в палеозоологии. Но история со спинными пластинами зауроподов вроде бы

свидетельствует о том, что в 40-50-х годах подобными сведениями едва ли могли располагать даже сведущие в этой области специалисты. Остается предположить, что создатели коллекции имели возможность наблюдать этих животных воочию…
Как и в случае с некоторыми образцами Пермской коллекции, ряд скульптурных композиций из коллекции Джулсруда изображают ископаемых животных вместе с человекоподобными существами. А. Жуков отмечает: "Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, доместикации динозавров человеком".
Помимо динозавров в коллекции Джулсруда представлены такие вымершие представители американской фауны, как шерстистый носорог, ископаемая американская лошадь, ископаемый верблюд, гигантская обезьяна плейстоценового периода, слон. Последний, хотя и напоминает своего индийского собрата, может быть соотнесен с мамонтом, которого аборигены Америки могли наблюдать воочию. В отличие от шерстистого носорога, ископаемой лошади или ископаемого верблюда, вымерших согласно официальной версии 10-12 тысяч лет назад.

Оставшуюся и при этом весьма немалую часть коллекции Джулсруда составляют статуэтки, изображающие неизвестные виды животных, идентифицировать которые не представляется возможным.

Динозавры из Акамбаро - непреднамеренная сенсация или крупнейшая мистификация XX века?


Столь очевидные расхождения с устоявшейся исторической парадигмой не могли не вызвать предсказуемо настороженной реакции со стороны представителей официальной науки и не способствовали признанию коллекции.
В качестве характерного примера можно привести историю с несколькими образцами коллекции Джулсруда, переданными в 1972 году доктору Фройлиху Глэдстоуну Рейни, директору Музея Пенсильванского университета, для проведения процедуры термолюминисцентного анализа. Анализ, произведенный в лаборатории Музея (MASCA), показал, что образцы датируются 2 500 годом до н. э.
В письме от 13 сентября 1972 года доктор Рейни писал: "После нескольких лет исследований здесь и в лаборатории Оксфорда у нас нет сомнений в надежности термолюминисцентного метода. Возможная  погрешность составляет 5-10% относительно абсолютной датировки, но нам не стоит обращать внимание на подобные мелочи. Я должен также подчеркнуть, что мы были столь озабочены неожиданной древностью объектов, что Марк Ганн из нашей лаборатории проделал по 18 проб с каждой из фигурок. Соответственно, полученный результат весьма надежен. Как бы то ни было, наша лаборатория полагает, что именно указанная датировка наиболее соответствует материалу Джулсруда, даже если она и расходится с данными, полученными в Мехико"***.
Однако, когда некоторое время спустя выяснилось, что в состав коллекции входят статуэтки динозавров, результаты анализа были аннулированы под предлогом того, что они "являются ошибочными, вследствие искажения световых сигналов при анализе и возраст образцов не превышает 30 лет"***
Чтобы опровергнуть заключение лаборатории MASCA, Джон Тирней передал два фрагмента керамики доктору Виктору Дж. Бортолету, директору Research at Daybreak Nuclear Archaeometrics Laboratory Services. Предоставленные для анализа фрагменты были обнаружены в ходе раскопок, проведенных в 1956 году на холме Эль Торо, в присутствии самого Джулсруда. Экспертное заключение Виктора Бортолета гласило, что возраст образцов составлял приблизительно 2 000 лет***.
Тирней, однако, не остановился на достигнутом и передал несколько образцов керамики, выполненных из различных сортов глины, экспертной группе из университета штата Огайо. В ее состав входили глава отдела керамического производства доктор Дж. О. Эверхарт, один из известнейших мировых специалистов по археологической химии доктор Эрл Р. Кали и минеролог доктор Эрнест Дж. Элерс. Согласно их заключению объекты не могли быть изготовлены в настоящее время, всякая возможность какого-либо мошенничества или подделки совершенно исключалась!
И вновь, когда члены группы были поставлены в известность о том, что имели дело с образцами из коллекции Джулсруда, заключение было отозвано.
Подобная ситуация повторилась в 1997 году, когда для цикла программ "Таинственное происхождение человека", подготовленных каналом NBC, два образца из коллекции Джулсруда были отправлены на независимую экспертизу. Анализ показал, что предоставленная человекоподобная статуэтка может быть датирована 4 000 годом до н. э., а статуэтка динозавра - 1500 годом до н. э. Однако авторы программы заявили, что последнюю датировку следует считать ошибочной***.
Разумеется, нельзя полностью исключать возможную подделку отдельных образцов из коллекции Джулсруда, однако распространять это определение на всю коллекцию представляется крайне поспешным.
Известно, что Джулсруд платил крестьянам за каждый найденный целый образец довольно скромную сумму от 1 до 3 песо (в зависимости от размеров)***, и при этом не занимался продажей предметов коллекции.
Надо сказать, что сам Вальдемар Джулсруд был чрезвычайно уважаемым и известным человеком в Акамбаро. Об этом может свидетельствовать хотя бы уже то обстоятельство, что он был избран президентом Торговой палаты Акамбаро.
Предполагаемому коммерческому "успеху" не способствовало и то, что коллекция так и не получила официального признания, несмотря на многочисленные попытки Джулсруда привлечь внимание профессиональных ученых.
Предположение о том, что Вальдемар Джулсруд мог стать жертвой местных фальсификаторов, также не выдерживает серьезной критики. Чтобы изготовить несколько десятков тысяч единиц фальсификата, столь разнообразного по технике, качеству и манере исполнения, к тому же в такие сравнительно короткие сроки, потребовались бы усилия большой группы весьма искушенных мастеров и наличие масштабного производства.
Отсутствие каких бы то ни было следов последнего было официально подтверждено местными властями. 23 июля 1952 года было опубликовано официальное заявление мэра Акамбаро Хуана Террасаса Каррансы за № 1109, в котором говорилось, что: "в ходе специального расследования, проведенного в районе, было установлено, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий"***
Следует принять во внимание и то, что суммарные затраты на изготовление и должным образом произведенное захоронение такого количества фальсификата намного превышали бы возможный доход от подобного предприятия.
Серьезный аргумент в пользу подлинности коллекции Джулсруда был получен в 1954 году, когда с невольной подачи одного из ее критиков Чарльза Дипесо к ней, наконец, проявили интерес официальные научные круги Мексики. Группой историков и антропологов во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) доктором Эдуардо Ногуэро в произвольно выбранном районе холма Эль Торо были произведены контрольные раскопки. В ходе раскопок на глубине 1,83 метра было обнаружено большое количество артефактов, соответствующих образцам из коллекции Джулсруда. Согласно сделанному по горячим следам заявлению археологов, проводивших раскопки, осмотр найденных артефактов продемонстрировал их древность. Археологи лично поздравили Джулсруда со столь замечательным открытием. Однако в итоговом отчете, представленном некоторое время спустя, коллекция Джулсруда была признана фальсификацией на основании того, что в ее состав входят статуэтки, изображающие динозавров.
Данное заключение сыграло роковую роль в истории коллекции. С этого момента исключалась всякая возможность сколько-нибудь серьезного официального изучения комплекса в Акамбаро. Дальнейшие исследования стали уделом отдельных энтузиастов.

Независимое исследование Чарльза Хэпгуда


В следующем 1955 году самостоятельные раскопки в Акамбаро предпринял профессор истории и антропологии университета Нью-Хэмпшира Чарльз Хэпгуд. Под одним из местных домов на глубине 6 футов им были обнаружены фрагменты статуэток, соответствующие образцам из коллекции Джулсруда. При этом достоверно известно, что дом, под которым проводились раскопки, был построен за 30 лет до появления в этих краях Вальдемара Джулсруда…
В 1968 году Хэпгуд предоставил для анализа в Лабораторию изотопных исследований Нью-Джерси несколько соответствующих образцов. Анализ показал, что их возраст варьируется от 3 500 до 6 500 лет*. Также профессор Хэпгуд установил, что подобные статуэтки были обнаружены не только в Акамбаро. Идентичные экземпляры предлагали туристам жители местечка Сан Мигель Альенде неподалеку от Акамбаро. Фигурки находили в пирамидах, расположенных в этой местности.

Федеральный суд Мексики свидетельствует "за"!


Самого пристального внимания заслуживает свидетельство Карлоса Переа, в 1945-1946 гг. занимавшего пост директора археологической зоны Акамбаро, находящейся в юрисдикции Музея антропологии Мехико. Указывая на незаконный характер раскопок, произведенных Джулсрудом и местными крестьянами, он в целом признал подлинность сделанных находок. Переа отметил, что он лично исследовал статуэтки, включая статуэтки динозавров, обнаруженные в различных участках его зоны ответственности. Он подтвердил и факт свого непосредственного присутствия на официальных раскопках, проводившихся Национальным Музеем и Американским Музеем Естествознания, во время которых было обнаружено большое количество образцов, включая статуэтки динозавров.
Доктор Денис Свифт предоставил свидетельство доктора Антонио Виллиа Эрреджона, имевшего в Гвадалахаре и Акамбаро медицинскую практику, который лично проводил раскопки на холмах Эль Торо и Эль Чиво (также расположенных в окрестностях Акамбаро) в 1950-1955 гг. и также, по его словам, находил статуэтки динозавров. Доктор Эрреджон рассказал Свифту о том, что Джулсруд с помощниками в 40-х годах предпринял колоссальную работу по очистке собранных предметов коллекции от грязи и налета. Это обстоятельство впоследствии послужило еще одним поводом для того, чтобы объявить коллекцию современной подделкой. Однако, по свидетельству Свифта, некоторые экспонаты коллекции на момент ее осмотра в 1999 году продолжали сохранять характерные следы налета и грязи, сохранившиеся в трещинах и углублениях.
Надо сказать, что хорошая сохранность образцов из коллекции Джулсруда часто фигурирует в качестве аргумента в пользу ее современного происхождения. При этом критики совершенно игнорируют тот факт, что аналогичную прекрасную сохранность демонстрируют образцы доклассической культуры Чупикаро (800 г. до н. э. - 200 г. н. э.)***. Причем образцы этой официально признанной культуры имеют определенное стилистическое сходство с образцами из коллекции Джулсруда.
Не менее весомые аргументы в пользу подлинности коллекции Джулсруда содержит следующее свидетельство, зафиксированное докторами Свифтом и Паттоном. Оно принадлежит Эрнесто Наррвете Маринесу, бывшему начальнику федеральной полиции района Селайя (Гуанахуато), в юрисдикцию которого входил район Акамбаро. По его словам в 1978 году им была конфискована партия археологических находок, выкопанных двумя уакерос ("черными археологами") на холме Эль Чиво. Партия содержала 3 300 статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джулсруда, а также 9 фигурок динозавров. Изъятые находки были переданы мэру Акамбаро доктору Луису Мото и помещены в ратушу. Оба уакерос были осуждены на длительный срок и отправлены в федеральную тюрьму Мехико.
Это свидетельство содержит два принципиально важных момента. Во-первых, изъятые экспонаты были признаны подлинными Федеральным судом Мексики и на этом основании были использованы в качестве первичного доказательства во время судебного процесса, который закончился вынесением соответствующего обвинительного приговора!
Во-вторых, основное обвинение, предъявленное задержанным на месте преступления Джэйму Акуирре и Раулю Эрнандесу, заключалось в том, что добытые ими незаконным образом предметы, представляющие историческую ценность, предназначались для обмена на оружие. Следствием было установлено, что с этой целью они переправлялись на границу Мексики и США в район города Ларедо (штат Техас), являющегося важным транспортным пунктом, связывающим два государства. Иными словами, артефакты из Акамбаро успешно обращались на черном рынке торговли оружием. Как известно, на подобного рода рынках доминируют отношения бартерного характера, в частности базовые оружейные рынки тесно переплетаются с базовыми наркорынками…
Это, пожалуй, одна из самых серьезных и высоких оценок фигурок из Акамбаро. Разумеется, нет нужды говорить о том, что в бизнесе такого рода и в таком качестве артефакты из Акамбаро могли обращаться исключительно при условии их несомненной подлинности. Похоже, что в отличие от представителей официальной науки, кто-то успел оценить подлинную цену "поделок" из Акамбаро…
Коллекция, собранная Вальдемаром Джулсрудом, после его смерти в 1964 году переместилась в здание местной мэрии, где и содержалась под замком вплоть до 1999 года, когда ее обнаружили д-р Деннис Свифт и д-р Дон Паттон. Благодаря их усилиям в конце того же 1999 года в Акамбаро был организован небольшой музей, где скромная часть коллекции Вальдемара Джулсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции***.
Однако на этом история загадочных статуэток из Акамбаро не закончилась. Она получила неожиданное продолжение, когда много южнее Акамбаро, а именно в перуанской провинции Ика, в 60-е годы ХХ века на свет Божий стали появляться артефакты, положившие начало еще одной непризнанной коллекции.

Гравированные камни в огород скептикам


Представленные на так называемых гравированных камнях из Ики сюжеты настолько совпадали с сюжетами из коллекции Вальдемара Джулсруда, что скептикам не оставалось ничего другого, как заподозрить существование разветвленного международного заговора фальсификаторов.
Город Ика, основанный в 1563 году Иеронимом Луисом Кабрерой, располагается на реке Ика, практически на побережье южного Перу, приблизительно в 300 километрах от Лимы и является столицей одноименной провинции.
Одно из самых ранних упоминаний о камнях с гравированными рисунками встречается в трактате Хуана де Санта Круса Пачакути "Перечень предметов старины из Перу" (1613). В частности там сказано, что во время правления Пачакути Инка Йупанки (1438-1471) в районе, где сегодня располагается провинция Ика, было обнаружено множество камней с рисунками.
В начале 60-х годов ХХ века гравированные камни из Ики стали активно продаваться на черном рынке антиквариата Перу. Герман Бус увязывал это обстоятельство с наводнением 1961 года, обнажившим ряд захоронений, ставших достоянием местных уакерос***.
Первая известная коллекция гравированных камней принадлежала братьям Карлосу и Пабло Солди, имевшим собственную плантацию в Окукахе, одном из районов провинции Ика. Первые гравированные камни были обнаружены ими на своей плантации еще в 1955 году. Это событие послужило отправной точкой для формирования коллекции, собранной ими не без участия уакерос. В 1967 году, после ряда безуспешных попыток привлечь внимание научной общественности, братья Солди предложили выкупить большую часть своей коллекции прямому потомку основателя города Ика, декану медицинского факультета университета Лимы, доктору медицины Хавьеру Кабрере Даркеа (1924-2001). Человек, которому гравированные камни из Ики обязаны своей известностью, поначалу отнесся к коллекции довольно скептически. Однако в итоге он все-таки приобрел 341 гравированный камень по сугубо символической цене.
После смерти братьев Солди в конце 60-х годов 114 гравированных камней из их коллекции отошли Региональному музею Ики.
Коллекция, собранная доктором Кабрерой, в конечном счете, составила около 11 000 экземпляров. Доктор Кабрера полагал, что общая численность гравированных камней, в том числе разошедшихся по частным коллекциям благодаря деятельности уакерос, составляла порядка 50 000 экземпляров.
В мае 1967 года Кабрера воспользовался помощью своего друга Луиса Хочшилда, горного инженера и по совместительству вице-президента одной из ведущих горнодобывающих компаний "Mauricio Hochschild Mining Company". Он предоставил 33 образца из своей коллекции лаборатории компании в Лиме для проведения процедуры анализа.
В официальном заключении от 8 июня 1967 года за подписью геолога Эрика Вольфа значилось, что патина (оксидная пленка естественных окислов), покрывающая поверхность камней, а самое главное - углубления (собственно гравюры) могут свидетельствовать о древности образцов***.
В 1969 году аналогичные экспертные заключения были получены от профессора Френчена из университета Бонна (Германия), из университета Лимы и лаборатории инженерной школы Лимы***. Основная проблема заключалась в том, что экспертные заключения констатировали лишь общую древность гравированных камней, но не позволяли установить их точный возраст.
При этом надо учитывать, что, по словам доктора Свифта, "в юго-западной Америке археологи регулярно откапывают посуду или другие артефакты, которые либо имеют очень небольшой налет патины, либо не имеют его вовсе. Ф. Г  Холи, химик с многолетним опытом археологических раскопок писал: "Многие экспонаты возрастом в 700 или 800 лет в условиях сухого жаркого климата имеют очень небольшой налет патины или же не имеют его". Любой, кто изучал андскую археологию и имел отношение к раскопкам в пустыне южного Перу, знает что ткани, глиняная посуда и другие артефакты, обнаруживаемые в захоронениях, демонстрируют изумительную сохранность. Тот факт, что камни Кабреры все-таки имеют налет патины, может означать, что они гораздо старше семи или восьми сотен лет"***.
Таким образом, единственная возможность датировать гравированные камни заключалась в установлении возраста геологического слоя, в котором они были обнаружены. Для этого было необходимо провести раскопки.
Доктор Кабрера писал: "Необходимая точность датировки могла быть обеспечена при условии использования сравнительных методов стратиграфии и палеонтологии, в апреле 1970 года я запросил разрешение на проведение раскопок в соответствующей зоне у Национального департамента археологии Перу. Только это учреждение обладало необходимыми полномочиями для разрешения подобных раскопок. 16 июля 1970 года мне было отказано в удовлетворении моего запроса".

Древнейшие пособия по медицине, астрономии и основам управления птеродактилем…


Очевидно, что, как и в случае с коллекцией Джулсруда, официальному признанию гравированных камней помешали представленные на них сюжеты. А вернее, некоторая их часть.
Меньше всего вопросов вызывали изображения эротических сцен, составляющие существенную часть коллекции. Аналогичные мотивы представлены в таких американских культурах, как культура колима на территории современной Мексики, культура гуанакасте-никойя в Коста-Рике, тумако-толита в Эквадоре и Колумбии и культура моче, или мочика на побережье северного Перу.
Основные претензии вызвала оставшаяся часть коллекции. А. Жуков пишет: "Почти треть камней в коллекции Кабреры имеет рисунки, изображающие динозавров и млекопитающих, которые по представлениям современной науки вымерли еще до появления человека в Америке. Причем количество и разнообразие изображений вымерших животных было таким огромным, что доктор Кабрера смог идентифицировать только тех животных, которых он мог опознать, исходя из своих весьма поверхностных знаний палеонтологии. <…> Наиболее частыми являются изображения трицератопсов, стегозавров, различных видов зауроподовых динозавров (диплодок, брахиозавр), птерозавров, игуанодонов и различных видов хищных ящеров. Самое главное то, что в большинстве случаев динозавры изображены в тесном взаимодействии с человеком. На камнях во множестве представлены сцены охоты людей на брахиозавров, стегозавров, тираннозавров. Причем главным орудием человека является металлический топор. Типичны мотивы борьбы человека с хищными динозаврами. Но самыми удивительными изображениями являются те, где динозавры представлены в качестве домашних животных. Так, на одном из камней изображен человек, едущий верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку. На другом камне человек летит на птеродактиле! <…>
В качестве факта, говорящего в пользу аутентичности коллекции Ики, следует упомянуть изображения диплодоков со спинными пластинами, подобными тем, которые имели стегозавры. Только в начале 90-х годов были найдены первые останки зауроподов (к которым относят диплодоков) со спинными пластинами (Geology, 12/1992, v.20,N12). На некоторых камнях изображены целые серии фигур, демонстрирующих биологический цикл развития этих гигантских ящеров"***.
Равно как и в коллекции Вальдемара Джулсруда, в коллекции доктора Кабреры присутствуют камни с изображениями таких ныне вымерших на американском континенте млекопитающих, как лошадь, слон, мегатерий (гигантский ленивец), мегацерос (гигантский олень), мамонт и другие. Весьма распространенным мотивом является изображение человека верхом на лошади: "Лошади взнузданы и под попонами, но стремена и седла отсутствуют. Но количество таких изображений, составляющих несколько серий камней, свидетельствуют о том, что лошадь была домашним животным"***.
Наряду с этим в коллекции доктора Кабреры достаточно широко представлены сюжеты, не имеющие аналогов среди известных образцов из Акамбаро. К таковым относятся "медицинские", "астрономические" и "географические" сюжеты.
В первом случае: "Наиболее типичными сюжетами являются операции по трансплантации органов, в первую очередь сердца. Причем на одной из серий показан весь процесс пересадки сердца от молодого юноши старому человеку, включая и сцену послеоперационной реабилитации пациента, на которой последний подключен при помощи системы трубок к кровеносной системе беременной женщины! <…> Еще более удивительны имеющиеся на некоторых камнях сцены, изображающие пересадку мозга! Такая операция и на сегодняшний день пока еще относится к разряду фантастических. Достаточно много изображений более простых операций, таких как переливание крови или кесарево сечение. Интересно, что инструменты, которыми оперируют врачи, примитивны и однообразны. Набор из таких инструментов изображен на одном из небольших камней - пара ножей и ножницы вполне современной формы"***.
Разумеется, на первый взгляд представленные выше сюжеты вызывают крайне скептическое отношение. Однако не будем спешить и обратим внимание на положение дел с медициной в Древнем мире вообще и в Новом Свете в частности. Проследим это хотя бы на примере, относящемся к хирургической (прижизненной) трепанации черепа. Вот что пишет на этот счет доктор медицинских наук М. Б. Медникова в своей работе "Трепанации в древнем мире и культ головы":
"Характерно, что древнейшие лечебные краниотомии эпохи мезолита выполнены в сложной технике - сверлом, а не скребком, как можно было бы ожидать, основываясь на идее линейного прогресса. Сложность производившихся в эпохи неолита и бронзы операций поражает воображение современного человека, вооруженного богатыми техническими средствами. При этом процент успешных операций был в те времена очень высок. <…> В новом каменном веке, почти 7 000 лет назад, смертность от трепанаций составляла всего около 10%. В эпоху бронзы число людей, благополучно переживших трепанирование, несколько снижается, хотя оно по-прежнему высоко - свыше 70%. Большим умением отличались индейцы доколумбового Перу (77,5% выживших). У индейцев мочика смертность от операций достигала 37% (63% выживали). <…> Вплоть до античного времени можно говорить о высоком уровне хирургии черепа в тех областях Старого Света, где операциям на своде черепа не препятствовали религиозные запреты. В римское время появился набор хирургических инструментов, некоторые из них имели совершенно современную форму. Однако в средневековье европейцы забыли многие достижения предшествующих эпох".
Для нас особенно важно, что "масштаб трепанирования в Южной Америке сопоставим с трепанационной активностью хирургов всего Старого Света. Коллекции, собранные антропологами и археологами в прибрежных и горных районах Перу, а также в высокогорной Боливии, сейчас насчитывают более 600 перфорированных черепов. Самый древний трепанированный череп найден в Паракасе, на южном побережье Перу (400 г. до н. э.). Позднее, между 200 и 1000 гг., трепанации широко практикуются в высокогорье. В горных джунглях на севере Перу их делали вплоть до 1470 года. <…> Многие пациенты успешно перенесли краниотомию. Американский антрополог Джон Верано подсчитал, что 78% оперированных жили после операции многие годы. Самый впечатляющий, хронологически поздний случай: семикратное трепанирование одного пациента и полное заживление краев операционных отверстий".
В таком ракурсе "медицинские" мотивы на гравированных камнях из Ики выглядят отнюдь не в самом фантастическом свете.
"Астрономическая" тема на гравированных камнях представлена многочисленными изображениями небесных тел (солнца, звезд, комет) в сочетании с наблюдающими за ними людьми. Одним из наиболее распространенных мотивов является изображение человека с инструментом, напоминающим подзорную трубу.
Ряд гравированных камней содержит изображения, которые могут быть истолкованы как неизвестные материки и континенты. И сравнительно небольшое количество камней с изображениями, встречающимися на так называемых рисунках пустыни Наска, расположенной на южном побережье Перу.

"Фальсификат" на экспорт


Серьезный подход к вопросу неизбежно предполагает рассмотрение проблемы фальсификата. Надо признать, что подделки и в самом деле довольно распространены, но при этом их можно достаточно уверенно распознать как по довольно примитивной технике нанесения изображения, так и по небольшим размерам самих камней, не говоря уже о более простой иконографии.
Имевшие место в перуанской прессе тех лет "чистосердечные" признания в изготовлении гравированных камней, по словам доктора Свифта, объясняются довольно просто: "Ограбление древних памятников и нелегальная продажа древностей в Перу являются уголовно наказуемыми преступлениями. Какой нормальный грабитель признается официальным лицам или журналистам, что он грабитель и, следовательно, готов нести справедливое наказание? Более того, в конце 60-х годов тот "фермер", который являлся основным поставщиком камней для доктора Кабреры, признался последнему, что он был арестован по обвинению в продаже древностей, но позже выпущен под подписку о том, что будет утверждать о собственноручном изготовлении камней"***.
При этом мы должны понимать, что одна только добыча заготовок для такого количества фальсифицированных камней потребовала бы поистине монументальных раскопок по типу открытых карьеров. Подобная активность едва ли могла остаться незамеченной и органами правопорядка, и многочисленной армией заинтересованных скептиков.
Кроме того, как и в случае с коллекцией Джулсруда, вызывает сомнение возможная прибыльность подобного рода мероприятия. Известно, что начиная с 1961 года гравированные камни начали продаваться на черном рынке по ценам, которые не могли даже приблизиться к тому, чтобы элементарно компенсировать затраты на их изготовление.
Герман Бус, решивший привлечь внимание археологов, собравшихся в 1972 году в Лиме на первый конгресс, посвященный археологии Анд писал: "Коллекция Кабреры, выставленная в музее города Ика, состоит не менее чем из 10 000 камней. 10 000 фальсификаций? Многие из них куплены по цене нескольких подметок. Как можно объяснить такую цену, учитывая столь тонкую, сложную и кропотливую работу? <…> Заслуживающие доверия люди верят в них, в их аутентичность и вполне удостоверяемую древность. В этой связи кажется странным, что профессиональные археологи игнорируют данную тему"***.
Надо ли говорить, что это обращение было полностью проигнорировано. Правда и без того участникам конгресса в Лиме скучать не пришлось. Именно в январе 1972 года вниманию искушенной публики был представлен доклад Виктории де ла Хаара, в котором приводились сенсационные доказательства существования письменности у инков…
Таким образом, молчание официальной науки и самооговоры местных фермеров (которые позволили им беспрепятственно продолжать торговлю гравированными камнями) послужили питательной средой для развертывания беспрепятственного экспорта гравированных камней за пределы Перу. Так, в соответствии с декларациями одного из "экспортеров" Мариино Т. Каркелана, начиная с 1973 года, им было вывезено порядка 600 камней***. При этом, как и в случае с артефактами из Акамбаро, многие из них были переправлены в США***…

Гравированные камни в захоронениях известных культур доколумбовой Америки


Со слов одного из современных профессиональных уакерос (по основной специальности, кстати, профессора истории), "камни находят в погребениях хорошо известных официальной науке древних культур - Паракас, Наска, Ика, а также в инкских захоронениях. <…> Эти места не являются труднодоступными и известны огромному количеству людей как места сосредоточения древних захоронений"***.
В этой связи стоит вспомнить раскопки, инициированные в 1966 году архитектором Сантьяго Агуэрто Кальво. Директор Регионального музея Ики и сотрудник Национального департамента археологии Перу Алехандро Пецция Ассерто следующим образом описал результаты этих поисков на страницах своей книги, посвященной археологии района Ика: "20 августа 1966 года, после нескольких попыток Агурто наконец удалось обнаружить гравированный камень в захоронении, расположенном в области Тома Лус, Гасиенда Калланго дель Вале, Ика. После того, как о столь важной находке был проинформирован Региональный музей Ики, Агуэрто и я произвели дополнительные раскопки 11 сентября того же года на холме Улэ в области Ла Банда, Гасиенда Окукахэ и впервые нашли гравированный камень в погребении, принадлежащем культуре Паракас, - неожиданное для меня событие, которое доказывало подлинность этих артефактов"***.
В книге также фигурировали описания нескольких гравированных камней, содержащих изображение пятипалой ламы, реликтовой рыбы, летящей птицы. Впоследствии эти камни вошли в собрание гравированных камней Регионального музея Ики.
Согласно сведениям доктора Свифта собрание музея Ики содержит по меньшей мере 120 гравированных камней: 114 камней было пожертвовано музею братьями Солди, три камня были предоставлены А. Ассерто, и, наконец, несколько камней были подарены музею доктором Кабрерой. Характерно, что данное собрание остается скрытым от глаз широкой публики в запасниках музея. Кроме музея Ики собственными коллекциями гравированных камней располагают Музей аэронавтики в Лиме и Военно-морской музей в Кальяо (город и порт в Перу).
Инициатива создания последней коллекции принадлежала коммандеру Элиасу, занимавшему вплоть до 1973 года пост куратора Военно-морского музея. В конце 50-х годов им была собрана коллекция гравированных камней, приобретенных у жителей Окукаха и уакерос. Среди них были камни, обнаруженные в пещерах и захоронениях. К 1973 году собранная им коллекция составляла около 300 единиц.
Уже в нынешнем столетии, а именно весной 2001 года, гравированный камень, содержащий помимо прочего изображение динозавра, был обнаружен в захоронении, принадлежащем культуре Наска, неподалеку от Рио-Гранде (провинция Пальпа, Перу). Камень был датирован 400-700 гг. н. э. Проведенная дополнительная экспертиза подтвердила подлинность камня.

Родственные мотивы на памятниках других культур доколумбовой Америки


В пользу оригинальности, по меньшей мере, основной массы образцов из коллекции гравированных камней свидетельствует и то, что похожие мотивы обнаруживаются на других официально признанных памятниках материальной культуры региона. В частности доктор Свифт указывает, что на 12 вазах культуры моче, экспонирующихся в перуанских музеях и датированных 70-900 гг. н. э., присутствуют аналогичные изображения динозавров. В качестве примера можно назвать музей Рафаэля Ларедо Эрреры в Лиме, где представлен один из таких экспонатовногочисленные изображения динозавров присутствуют на ткани, обнаруженной в захоронении, принадлежащем культуре Наска. Экспертиза установила, что ткань датируется 400-700 гг. н. э.***
В книге Джеффри Бушнелла "Перу. От ранних охотников до империи инков" приводится фотография фрагмента штукатурного рельефа, обнаруженного в городе Чан-Чан (Chan Chan), бывшем центре культуры Чиму, столице государственного образования Чимор, расположенного на северном побережье Перу. На рельефе в окружении рыб изображены хищные существа с характерными спинными пластинами***.
Пара аналогичных существ представлена на золотом головном уборе священника-воина, обнаруженном в долине тдельных изображений динозавров, на некоторых сосудах представлены целые сцены битв между динозаврами и воинами мочика. Знаменитый перуанский археолог Рафаэль Ларко Ойле интерпретировал эти существа как "гигантских вампиров" или "драконов".
К этому же ряду относится фреска из могилы жрицы в Панамарка (долина Непена, северное Перу), изображающая динозавра, нападающего на воина мочика, датированная 500 г. н. э.
Росписи на сосудах мочика содержат еще один важный мотив в виде характерного опоясания, являющегося атрибутом "жрецов-воинов" мочика. Интересующая нас деталь опоясания представлена в виде частей (голова и часть шеи), по всей видимости, поверженных ранее "змеев", прикрепленных по Ламбаеке (захоронение культуры мочика, 50-800 гг. н. э.). Сейчас это украшение находится в экспозиции Мусео Ларко, Лима.
Однако наиболее интересные сюжеты демонстрируют образцы керамики мочика, обнаруженные в долинах Чикама и Виру, на северном побережье Перу. Помимо ообеим сторонам пояса. Примечательно, что в некоторых случаях "змеи" имеют характерные спинные пластины.
Приведенные выше примеры, которые, надо полагать, не исчерпывают всего имеющегося материала, позволяют сделать вывод о существовании у ряда доколумбовых культур Перу общего комплекса представлений, связанного с образом "реликтового" чудовища. Эти представления в свою очередь послужили отправной точкой для формирования соответствующих мотивов, зафиксированных в памятниках материальной культуры региона. В числе наиболее характерных следует назвать "драконоборческий" мотив, широко представленный в культуре Мочика…

Эпилог

После смерти доктора Хавьера Кабреры ко ллекция гравированных камней перешла по наследству к его дочерям, одна из которых возглавила музей. Однако, по имеющимся сведениям, исследовательскую работу отца она не продолжила.
Несмотря на то, что большинство людей, знавших доктора Кабреру, считали его чудаком и даже сумасшедшим, муниципальные власти в 1988 году наградили его почетным титулом "Любимый сын города Ика". А за два месяца до смерти, в октябре 2001 года, доктор Кабрера был награжден золотой медалью именно за заслуги в изучении гравированных камней...
Доктор Свифт, лично знавший Кабреру отмечает, что "он был искренним человеком, который начал с того, что захотел выяснить правду. Также нет сомнения и в том, что он стремился сохранить камни. Кабрера был эксцентричен и его сумасшедшие идеи о цивилизациях, медицине, протолюдях были вызваны тем, что он испытал колоссальную информационную перегрузку. <…> То обстоятельство, что у Кабреры случались полеты воображения и он позволял себе витать в облаках, отнюдь не дискредитирует сами камни".

Другие работы А.Комогорцева

Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данных вопросов  на страницах ФОРУМА, в том числе в теме "Камни Ики - не моложе 13 млн. лет"


© А. Комогорцев, 2009

Данная работа была опубликована в альманахе "Тайны. Открытия. Приключения", выпуск 4

Читайте мои работы «Камни Ики – послание из Тулана-Чимостока 17 миллионолетней давности», «История человечества началась десятки миллионов лет назад…» и работу С. Головина «Динозавры жили рядом с первобытными людьми (сведения о динозаврах из Библии)»
Смотрите также фотогалерею «Изображения неизвестных животных», а также фотографии исчезнувших животных, сделанных мной в Таиланде и Камбодже. Среди них – крупное изображение «стегозавра» из Ангкора

Назад к содержимому